Проехали на красный свет светофора 2 или 3 раза – за сколько лишают прав?

Сколько запрещающих влекут лишение

В двух словах

Без лишения прав на красный можно проехать только в первый раз. За второй, третий и последующий предусмотрено наказание в виде штрафа 5 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев.

В 2024 году существует наказание в виде лишения водительских прав за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора. В статье мы будем выяснять, что будет вам грозить, если вы проехали на красный свет во второй раз, в третий и за сколько таких нарушений предусмотрена ответственность в виде лишения.

Что грозит за проезд на красный сигнал светофора в 2024 году?

От штрафа в размере 1 000 рублей и до лишения прав на 1 год. И это напрямую зависит от того, сколько раз в течение грубо последнего года вы допустили данное нарушение ПДД.

Но давайте обо всём по порядку!

  • пункт 6.2 Правил дорожного движения регламентирует, что красный сигнал светофора запрещает дальнейшее движение. Условно то же самое делает и жёлтый сигнал.
  • В свою очередь, пункт 6.13 обязывает водителей остановиться на красный перед стоп-линией, при её отсутствии на перекрёстке перед проезжей частью, но не создавая помех пешеходам, а в иных местах – перед светофором.

А ответственность за это предусмотрена двумя статьями: 12.12 и 12.10. Теперь давайте рассмотрим все наказания, в зависимости от того, сколько раз вы проехали на запрещающий.

В первый раз

Штраф в размере 1 000 рублей

Это минимальная мера ответственности за такое нарушение, регламентированная частью 1 статьи 12.12 КоАП РФ, и предусмотрено оно за отсутствие рецидивов правонарушения. То есть если вы проехали на красный сигнал светофора впервые.

Но есть ещё ж/д переезды, где за первый раз вам уже может грозить штраф суммой 5 000 рублей или лишение водительских прав от 3 до 6 месяцев по части 1 статьи 12.10.

Во второй раз

Штраф 5 000 рублей или лишение на срок от 4 до 6 месяцев.

Это уже регулирует часть 3 статьи 12.12 Кодекса. Она предусматривает ответственность за повторный выезд на красный свет светофора в виде вилки наказаний, где лишение считается более строгим.

Обратите внимание на течение срока повторности, оно в 2024 году чётко урегулировано законодательством. В соответствии со статьёй 4.6 КоАП РФ, получаем следующую законодательную последовательность:

  • повторная санкция назначается водителю только в течение так называемого срока, в течение которого оно подвергнуто предыдущему наказанию,
  • в свою очередь, повторность длится с даты вступления постановления в силу первого наказания и ещё в течение года после полного его исполнения,
  • а исполнение наказание – это полная оплата штрафа ГИБДД, а в случае лишения (а также административного ареста) – окончание его срока.

Повторный красный свет

Давайте рассмотрим пример. Допустим, вам пришёл штраф с камеры автофиксации за проезд на красный сигнал 15 апреля 2024 года. Вы его полностью оплатили 23 апреля. И в этом случае вы будете считаться подвергнутым наказанию с 26 апреля 2024 года и вплоть до 24 апреля следующего. Если за это время вас поймает на выезде на красный инспектор ДПС, то будет грозить как раз указанная выше норма с возможным лишением прав.

Почему срок считается именно с 26 апреля? Здесь тоже всё просто – постановление вступает в силу в течение 10 дней после его получения лицом, в отношении которого оно вынесено (если вы его обжаловали, то позднее – подпункты 2 и 3 части 1 статьи 31.1 КоАП). Причём, датой начала отсчёта срока считается следующий день, поэтому мы и получаем: 15 апреля получено письмо со штрафом, с 16 числа началось течение срока для вступления в силу и закончилось оно 26 апреля.

А 26 апреля следующего года мы отсчитываем от 25 текущего – то есть когда мы оплатили штраф и плюс аналогично ещё один день.

Вот для примера одно из решений в судебной практике, где было обжалование привлечение по части 3 статьи 12.12 за второй проезд на красный из-за неверного расчёта нижестоящим судом сроков повторности.

В третий и далее разы

Тот же штраф в размере 5 000 рублей или лишение водительских прав на такой же срок. Но с более вероятным последствием в виде лишения.

Если вы трижды совершили выезд на запрещающий сигнал светофора, то наказание последует как за повторное правонарушение, потому как отдельного наказания за третий рецидив данного нарушения в законодательстве 2024 года не существует.

Но и повторная мера грозит только в том случае, если вы являетесь подвергнутым ответственности именно по 1 части статьи 12.12 (которая со штрафом ГИБДД 1 000 рублей). Здесь важный момент заключается в том, что наказание за повторное нарушение предусмотрено не за 3 часть – если вас уже привлекали во второй раз, а только за 1 часть.

И ещё один пример.

  • Вы получили штраф за проезд на красный сигнал светофора в первый раз 15 апреля 2024 года, оплатив его 16 апреля, на следующий день. Тогда вы будете считаться подвергнутым ответственности с 26 апреля текущего года и до 17 апреля следующего.
  • 5 мая 2024 года вы попались во второй раз, выехав на перекрёсток на запрещающий. В результате вам 20 мая назначили наказание в виде второго штрафа в размере 5 тысяч рублей. Оплатили вы его... даже не важно когда.
  • Так вот, в третий раз, чтобы не получить лишение водительских прав или тот же повышенный штраф, вам нельзя попадаться с этим нарушением всё также до 17 апреля следующего года. То есть считаем всё ещё первое правонарушение, а не второе.

Как понять, лишат меня прав или назначат штраф?

Обратите внимание на то, что, если три раза проехать на красный, то вероятность того, что будет назначено лишение прав – причём, на максимальный срок – довольно высокая.

Всё дело в том, что одним из отягчающих обстоятельств (а мы помним, что лишение считается более строгим наказанием) является повторное совершение нарушения. И, если вас не "перевоспитал" второй раз, то третий будет самым суровым – как правило, конечно, но не всегда в судебной практике.

Есть, однако, и смягчающие факторы. К ним относятся:

  • ваше раскаяние,
  • добровольное прекращение нарушения (но это относится больше к длящимся правонарушениям, коим проезд на красный не является),
  • чистосердечное признание,
  • содействие в определении обстоятельств,
  • если ваше нарушение не привело к ДТП,
  • если нарушение привело к ДТП, но вы возместили причинённый вред добровольно,
  • если вы допустили выезд на красный сигнал в состоянии аффекта или в связи с тяжёлыми переживаниями,
  • если за рулём сидело несовершеннолетнее лицо (но тогда будет ещё штраф за управление без прав),
  • если нарушение совершено беременной женщиной или имеющей малолетних детей.

Но это всё по букве закона. На практике всё работает несколько иначе. К примеру, раскаяние, признание в нарушении или содействие, как правило, редко помогают смягчить ответственность.

Но ещё более важный факт. Среди отягчающих обстоятельств есть такое, как повторное совершение однородного нарушения. Так вот, Верховный суд однажды разъяснил (пункт 16 ППВС №5 от 24.03.2005 года), что однородным в данном случае признаётся такое нарушение, которое имеет объектом посягательства однородную область – в нашем случае безопасность дорожного движения. И тут же приводится пример, как превышение скорости может повлиять на наказание за выезд на встречную полосу.

Аналогично и в нашем случае. На практике это работает так, что, если у вас есть хотя бы один штраф ГИБДД (даже оплаченный) за последний год за любое нарушение в области дорожного движения, то суд чаще всего посчитает это отягчающим фактором и может назначить лишение прав, а не штраф.

Вот пример постановления суда в Москве, где суд назначил водителю лишение водительских прав на 4 месяца, увидев, что тот за последний год имеет 10 оплаченных штрафов ГИБДД

За сколько красных сигналов предусмотрено лишение прав?

За два и более. Но наказание предусматривает вилку: либо штраф, либо лишение – на усмотрение суда в зависимости от обстоятельства правонарушения.

И здесь следует рассмотреть ещё одну важную деталь.

Если проехали несколько раз подряд?

Обратите внимание, что выше мы рассматривали наказания в зависимости от того, сколько раз проехать на красный свет светофора, в контексте подвергнутости наказанию за первый раз.

И повторность в данном случае не работает в той ситуации, если вы за один раз (за один день, например) проехали на запрещающий сигнал несколько перекрёстков подряд.

Давайте ещё раз прочитаем про срок подвергнутости. Теперь уже о том, с какого момента начинается его течение. Правильно! С даты вступления в силу постановления. А оно вступает по истечении 10 дней.

Следовательно, если постановление за первый проезд на красный ещё не вступило в законную силу, то за повторное правонарушение наказывать вас нельзя.

Очередной пример. Вы выехали на запрещающий сигнал 15 апреля 2024 года. А потом ещё раз 18 апреля, в третий раз – 19 числа, в четвёртый – 21 числа и аж в пятый раз – 23 апреля.

Так вот, при всём желании власть имущих инспекторов ДПС, которые выписали вам штраф за первый раз, постановление не может вступить ранее, чем через 10 дней, то есть ранее 25 апреля. Соответственно, до 26 апреля вас привлечь к повышенному штрафу или лишению, сколько бы раз вы за это не проехали на красные сигналы светофоров, невозможно законно. Каждое нарушение повлечёт штраф в размере 1 000 рублей по части 1 этой же статьи.

Лишение за красный сигнал

Если попались по камере автоматической фиксации?

По камерам в 2024 году прав не лишают.

И ещё один важный нюанс. В соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, при автоматической фиксации правонарушений не составляется протокол. В то же время, часть 3.1 статьи 4.1 Кодекса предписывает, что в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6, может быть вынесен только штраф и никакого лишения.

Это буквально означает два последствия:

  • если вы проехали на красный несколько раз и подлежите наказанию за повторное нарушение, но вас зафиксировала камера, то вам положен только штраф в размере 5 тысяч рублей, лишить прав вас не имеют права;
  • если же вы вас поймал сотрудник ГАИ, то он уже передаёт дело в суд под лишение прав; причём, даже если в первый раз вас зафиксировала камера, то это не имеет никакого значения.

Ещё один пример из судебной практики, где водителя привлекли за то, что тот несколько раз проехал на красный. Однако, водитель указал, что первые нарушения были зафиксированы камерой, а за рулём сидел его сын. Однако, суд не учёл это возражение по той причине, что штрафы с камер всегда приходят законно собственнику автомобиля. А о том факте, что за рулём был другой человек, необходимо было позаботиться заранее – можно было обжаловать штраф с камеры, и тогда его бы "перекинули" на того, кто был за рулём. В итоге собственника бы не оштрафовали за повторное нарушение.

За сколько красных есть уголовная ответственность?

Ни за сколько.

В настоящее время уголовная ответственность предусмотрена за ДТП с тяжкими последствиями, за рецидивы с алкогольным или наркотическим опьянением, отказом от медицинского освидетельствования, а также за третий раз подряд значительное превышение скоростного режима и обгон.

Однако, ни за какое повторное нарушение выезда на запрещающий сигнал светофора в 2024 году нет уголовного наказания.

Когда считается, что выехали на красный свет, а когда – просто за стоп-линию?

Давайте ещё раз взглянем на актуальную редакцию статьи 12.12. В ней говорится о том, что проезд на красный назначается тогда, когда ваше нарушение не попадает под квалификацию части 2 этой же статьи – выезд за стоп-линию.

Соответственно, проезд на запрещающий сигнал светофора происходит на практике тогда, когда вы выехали в пределы перекрёстка. То есть получаем две ситуации:

  • если вы заехали в пределы перекрёстка (или пешеходного перехода, железнодорожных путей), то это проезд на запрещающий,
  • если же вы только пересекли стоп-линию, то это часть 2 статьи 12.12 со штрафом 800 рублей.

По определению "перекрёстка" в ПДД его границы начинают от закруглений, вот так:

Отличия проезда на красный от выезда за стоп-линию
На данной схеме красными линиями обозначены границы перекрёстка

А если проехали на жёлтый сигнал?

Он тоже считается запрещающим.

Ещё раз взглянем на пункт 6.2 ПДД. Здесь жёлтый свет светофора также указан как запрещающий. Но есть исключение из пункта 6.14 – если вы не можете остановиться, не прибегая к экстренному торможению, то можно проехать.

Однако, судебная практика в 2024 году строится таким образом, что чаще всего водителей наказывают, если те прямо не могут доказать, что не смогли бы остановиться без экстренного торможения. Камнем преткновения здесь служит связь жёлтого с мигающим зелёным, который предваряет его. Судьи делают примерно такие выводы:

Для вас как водителя моргал зелёный, предупреждая о том, что скоро движение будет запрещено. Если вы проигнорировали этот сигнал и не начали заблаговременно снижать скорость, то тогда и не пришлось бы прибегать к экстренному торможению. А исключение, прописанное в ПДД, актуально для светофоров, не оборудованных мигающим зелёным – когда смена сигнала светофора происходит для водителя неожиданно.

Вольная трактовка решения Московского суда
Видео: 

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.